У народов Коса и Зулусов женщины традиционно отвечали за приготовление умкомботи — домашнего пива, изготовленного из кукурузного и сорго солода, дрожжей и воды. Умкомботи варится для особых событий, таких как свадьба, похороны или церемонии возвращения домой, когда мальчики возвращаются домой мужчинами после посвящения. Он традиционно готовится на открытом огне, а после выливается в большую бочку, откуда затем гости и члены семьи наливают напиток себе.
Умкомботи традиционно густой, кислый и слегка шипучий напиток. Крепость пива не превышает 3%. Рецепт передается в семьях из поколения в поколения. Сегодня это все ещё распространенный напиток в некоторых городах ЮАР.
В период индустриализации производство пива стало мужским занятием, но крафтовые пивовары ЮАР дней сегодняшних все чаще встречают в своих рядах молодых девушек, таких как 26-летняя Мбаказа.
— Я помню, как я впервые попробовала умкомботи, я сразу же побежала чистить зубы, это было ужасно, — смеется девушка. — Мне нравится пивоварение, потому что в его основе лежит научных подход. Я мечтаю расширить линейку производства, добавить джин и сидр. После окончания учебы мне бы хотелось посмотреть, как производят пиво за пределами нашей страны, — добавляет девушка.
Совсем скоро Мбаказа должна стать дипломированным специалистом в области микробиологии и биохимии. Помимо учебы девушка управляет Brewhogs, микро-пивоварней в Кьялами, чуть северней Йоханнесбурга.
В 1927 году правительство Южно-Африканской республики приняло закон, который запрещал темнокожим жителям ЮАР продавать алкоголь и находиться в помещения, в которых разрешена торговля спиртными. В результате в течение всей эпохи апартеида появлялись незаконные кабаки, именовавшиеся шалманами. Управляли этими заведениями женщины, широко известные как «королевы шалманов», они принимали гостей у себя дома, продавали коммерческое пиво и иногда варили умкомботи. В шалманах собирались участники политических митингов, поэтому туда довольно часто наведывалась полиция.
Шалманы существуют и по сей день, теперь они легальны и их посещают молодые люди. Они своего рода культурная реликвия, напоминающая о расовой изоляции в ЮАР.
В некотором смысле крафтовое пивоварение спустя 25 лет после падения расистского режима является продолжением этнических и культурных традиций, инструментом исцеления нации.
Как и другие девушки-пивовары, Мбаказа должна была доказать своей семье, что у выбранного ремесла есть перспективы. — Старомодные заблуждения по-прежнему существуют, — добавляет она.
— По мнению моей бабушки, всё, чем я занимаюсь — целый день дегустирую алкоголь в таверне, — поясняет Мбаказа. — Я работаю уже два года и как она может заметить, еще не спилась. Когда я начинала, она говорила мне, что это занятие мне бы подошло, будь я парнем. Однако именно женщины впервые начали варить умкомботи, так почему же сейчас они этого делать не могут? Все дело в стереотипе, что пивоварение — мужское занятие.
Похожа история и другой девушки по имени Джойс Денсон. 27 летняя мать двоих детей — младший пивовар в Darling Brewery. Компания представляет собой микро-пивоварню и бар в городе Дарлинг на юго-западе ЮАР. В возрасте 19 лет, стремясь к лучшему, она покинула Зимбабве.
— В то время я за деньги убиралась в домах, жене одного из владельцев пивоварни понадобилась помощь и она обратилась ко мне. — Я думала, что приберусь у нее дома и на этом мы разойдемся, но она предложила мне работу. Так я начала работать официанткой в баре. Чуть позже главный пивовар предложил всем желающим научиться варить пиво, идея мне понравилась.
— Мне кажется, что пивоварение всегда было моим призванием, — добавляет Денсон. — Я люблю свое дело, это дарит мне силы преодолевать трудности.
Она находит вдохновение в примере других женщин-пивоваров, таких как Апиви Нхусани-Мавела — первая женщина в ЮАР, которая в этом году открыла свою микро-пивоварню.
Апиви Нхусани-Мавела стремится помочь другим женщинам пробиться в мир производства пива, для этого она организует International Women’s Collaboration Brew Day.
— Как и в любой другой промышленности, соотношение мужчины и женщин должно быть равным, — говорит Нхусани-Мавела. — Мы все сталкиваемся с одними и теми же проблемами, такими как лицензирование и финансирование. Женщинам приходится труднее, их не так много в нашей отрасли.
Джойс Денсон недавно приобрела своей матери сельскохозяйственный участок в Зимбабве, теперь её мечта — открыть микро-пивоварню на своей родине. Девушка считает, что этот шаг позволит местным жителям больше узнать о пивоварении.
— Я хочу пожелать другим женщинам быть смелее, — продолжает она. — Не фокусируйтесь на проблемах и препятствиях, думайте о продукте, который вы несете людям. Если настраивать себя именно так, все получится. Для нас — женщин — индустрия даёт массу возможностей, пришло время действовать.
Комментировать