О том, что собой представляет и как производится гибрид вина и пива, в журнале October рассказывает Гарин Пирния.
В мае 2018 года уроженец Рима и пивовар Алекс Либерати сделал в своем блоге первое в сети упоминание об энопиве (гибриде вина и пива). В Италии напиток входит в более широкую категорию, известную как итальянский виноградный эль. «Ойно» или «эно» — богиня вина в древнегреческой мифологии. Либерати использует название «энопиво», потому что его проще произносить.
— «Ойнопиво» – более научный термин, я использую его для точного обозначения категории, – сказал Либерати. — «Энопиво» – разговорный вариант для повседневного общения.
В ноябре 2018 года, чтобы познакомить общество с напитком, Либерати открыл ресторан и пивоварню Liberati в Денвере. Она стала первой в мире пивоварней, специализирующейся исключительно на энопиве. К сожалению, в марте 2020 года она была закрыта, и виной тому стал не коронавирус. Либерати занялся совместным проектом с лонгмонтской Left Hand Brewing, подробности пока держатся в тайне.
Возможно, Либерати и ввел в оборот термин «энопиво», но ещё в далеком 1999 году Dogfish Head сварила Midas Touch – первый американский гибрид пива и вина, а в 2013 году компания выпустила винно-пивной IPA под названием Sixty One.
Тем не менее, благодаря усилиям Либерати, другие американские пивоварни приступили к созданию своего энопива, в том числе и Urban Artifact из Цинциннати. С момента открытия в апреле 2015 года пивоварня специализируется на фруктовых саурах — созданный ими стиль получил название «фруктовый кислый эль Среднего Запада». Главному пивовару компании Бретту Коллманну Бейкеру и сомелье Нику Пейтеру варка с использованием винограда казалась логичным развитием их деятельности.
— Наша любовь к вину и опыт использования фруктов в пивоварении подтолкнули нас к идее использования винограда, – говорит Пейтер.
— Пиво получается по-настоящему вкусным, – добавил Коллманн Бейкер. — Напиток сочетает в себе лучшие качества вина и пива.
Коллманн Бейкер и Пейтер сравнивают процесс варки энопива с виноделием. Первый этап – покупка виноградного сусла на основе гребней, семян и сока винограда. Затем после первых суток брожения пивного сусла в него добавляют винное.
— В пиво, выступающее своего рода основой, добавляются фрукты и питательные вещества, затем эта смесь сбраживается, – рассказывает Коллманн Бейкер. Пиво бродит почти три недели, параллельно запускаются и винные процессы. — Периодически мы перекачиваем жидкость со дна на верх, чтобы кожицы, плавающие на поверхности, опускались на дно. Благодаря этому кожицы остаются влажными, не плесневеют, и не образуется сера.
В остальном, по словам Коллманна Бейкера, процесс ничем не отличается от виноделия.
— Мы сбраживаем напиток около 28 дней, перекачивая жидкость со дна на поверхность три раза в день, чтобы контакт сусла с кожицей винограда был максимально продолжительным. В виноделии процесс существенно короче. Мы увеличили время взаимодействия кожиц с суслом, чтобы получить максимально насыщенный вкус, поскольку в сусле содержится всего 33% винограда. Как правило, в производстве белого вина кожицы не используются. Сбраживается только сок. Мы же оставляем кожицу и семена, особенно в случае с белыми сортами винограда, поскольку их вкус очень тонкий, а нам нужно, чтобы он хорошо чувствовался в напитке.
Они не добавляют танины, кислоты, серу и оклеивающие вещества. Целиком процесс может занять порядка 60 дней.
С прошлого лета Urban Artifact варит и продает пять сортов энопива — четыре вида Brut Fruit Tart: Malbec, Syrah, Merlot, Sauvignon Blanc, и вдохновленный шампанским Celebration Grapes, который варился специально для ныне отмененной вечеринки по случаю юбилея компании. Пиво, как и игристое вино, содержит 12% алкоголя.
Гибрид пива и вина может казаться слегка экзотичным как для любителей пива, так и для любителей вина. Коллманн Бейкер говорит, что обе стороны настроены скептически.
— Любителей пива настораживает, что напиток будет похож на вино. Думают, что им это может не понравиться. А фанаты вина переживают, что будет преобладать вкус пива. По их мнению, напиток может быть недостаточно изысканным. Но наш опыт подсказывает, что, как только люди отбрасывают предвзятое отношение и пробуют энопиво, оно им приходится по вкусу. И даже очень.
Либерати заметил, что любители энопива склонны преувеличивать свои познания в пивной отрасли.
— Я считаю, что это результат использования таких платформ, как Yelp и Untappd, – поясняет он. — Некоторые пишут весьма колкие отзывы, абсолютно не понимая, с каким напитком имеют дело.
Либерати также добавил, что большинству по нраву оставаться в «зоне комфорта» и не углубляться в детали.
— И это вполне нормально, но тогда, вероятно, энопиво напиток не для них, – говорит он.
Майк Добл, совладелец компании Explorium Brewpub в Гриндейле, штат Висконсин, погрузился в мир энопива в феврале, когда он и главный пивовар Кайл Сиск устроили для своих клиентов конкурс, посвященный энопиву. Незадолго до этого Добл получил электронное письмо от винодельни с предложением использовать для производства энопива излишки их виноградного сока мерло (концентрата без кожиц, гребней и семечек). Добл слышал разговоры об энопиве и, как и пивовары Urban Artifact, знал о существовании продукции Liberati. На тот момент Добл занимался бельгийским трипелем.
— Я подумал, что немного сладкого виноградного сока вкус не испортит, – добавил Добл. Сиск не согласился и решил, что трипель будет лучше сочетаться с полусладким белым вином, так начался баттл. Сиск использовал сок москато и применил технику подслащивания, добавив виноградный сок в конце варки. А Добл добавил сок в начале.
— Во время вторичного брожения мы добавляем сок, – сказал он. — Мы даем дрожжам, которые уже есть в сусле, атаковать сахар, содержащийся в соке. Для нас это довольно очевидный процесс.
Покупатели единогласно отдали предпочтение версии Добла. Он собирается сварить ещё больше энопива и надеется, что оно станет популярно.
— Я считаю, что его будет довольно просто внедрить в привычный ассортимент напитков, и люди начнут его покупать, – говорит он.
Энопиво пока не пользуется особой популярностью, но Коллманн Бейкер считает, что через несколько лет все изменится.
— Есть недопонимание, предрассудки, недостаток осведомленности и знаний о том, что такое сауры, не говоря уже о фруктовых саурах, – добавил он. — Я полагаю, что ситуация аналогична и для энопива. Люди боятся того, чего не понимают. Мы будем настойчивы и дадим попробовать напиток как можно большему количеству людей, чтобы у них начало вырисовываться представление о том, что такое энопиво. Я уверен, что оно будет весьма популярно. Года через три мы будем варить энопиво крупными партиями.
Комментировать