Эоган Уолш в журнале Beer52 рассказывает, почему между бельгийским пивом и велоспортом существует неразрывная связь.
Вскоре после обеда мы приехали на площадь Синт-Питерсплейн в городе Гент. На одной стороне площади уже были припаркованы автобусы, украшенные яркой символикой команд. Велогонка должна была начаться не раньше чем через пару часов, но толпы людей уже рассредоточились вдоль металлических ограждений на финишной прямой. По площади гулял леденящий ветер. Чтобы согреться, люди кутали головы толстыми шерстяными шарфами и пытались спрятаться от непогоды в пуховиках. Раньше мы никогда не участвовали в велогонке. Будучи неопытными новичками, мы приехали слишком рано. Руки и ноги немеют, начинаем осматривать площадь в поисках убежища, проходим мимо финишной черты, где через пару часов станем свидетелями победы итальянского гонщика Луки Паолини на Omloop Het Nieuwsblad 2013 года. Но прежде, чем всё это случится, мы согреваемся у открытого очага с бокалами темного эля Chimay.
Двойная одержимость
— Если запах Бельгии — аромат хорошего эля, то звуки нации — шуршание велосипедных покрышек на мокрой дороге и дрожащий стук стальных рам по булыжникам, — писал английский писатель Харри Пирсон о двойной одержимости своей названой родины в книге The Beast, the Emperor and the Milkman («Зверь, Император и Молочник»). Именно во Фландрии одержимость пивом и велосипедным спортом была возведена в ранг региональной идентичности. Очень часто, как и во время моего визита в еще не успевший отойти от зимы Гент, они сливаются воедино. Наряду с тем, что страсть к пиву в этих местах не угасает круглый год, сложно преувеличить степень велоодержимости, пронизывающей Фландрию начиная с классической гонки «Омлоп Хет Ниувсблад» в конце февраля, одного-двух «Туров Фландрии» и велогонок Париж ‒ Рубе в апреле.
Хотя пиво получило статус национального достояния за последние два десятилетия, велоспорт имеет разумные претензии на звание более старого национального увлечения. Бельгийский гонщик впервые выиграл «Тур де Франс» в 1912 году. Одержав победу, Одиль Дефрэ вернулся в свой родной город Розеларе во Фландрии и собственноручно построил кафе с велотреком на заднем дворе. Бельгийцы часто побеждают в трехнедельной гонке «Тур де Франс», но главные в Бельгии гонки — так называемые классические. Мощеные холмы, по которым проходят их маршруты, — Муур ван Гераардсберген, Патерберг, Коппенберг и Ауде Кваремонт— известны не меньше, чем гонщики, которые их покоряют.
Заезд — отличный повод выпить пива
Во многих из городов, через которые проходит маршрут «Тура Фландрии», производят одни из самых узнаваемых сортов пива: в Розеларе — Rodenbach, в Ауденарде — Liefmans, в Антверпене —De Koninck. Подобно тому, как пивовары постоянно совершенствуют рецепты, чтобы адаптироваться к изменениям потребительских вкусов, организаторы самой важной велогонки Бельгии периодически изменяют маршрут, чтобы сохранить к гонке интерес. Даже характерные черты мифического Фландрийца — гонщика, воплощающего заветные фламандские черты сурового упрямства, готового выдержать бескомпромиссную бельгийскую погоду, успешно преодолеть все подъёмы и оставить всех соперников позади, — могли бы в последние 30 лет служить описанием любого бельгийского пивовара. Более того, «фландрийцам» вовсе не обязательно иметь фландрийское происхождение, чтобы заслужить уважение местных. На каждого Фабиана Канчеллару, швейцарского гонщика, трижды выигрывавшего «Тур Фландрии», найдется британец Майкл Джексон (писатель, проникнувшийся бельгийскими пивными традициями) или ирландец Брэндан Кирни, основавший Belgian Smaak и пивоварню Siphon в окрестностях Брюгге.
Иногда связь пива и велоспорта во Фландрии прослеживается более явно. Как и пивоварение, велоспорт — прибыльное, но не самое выгодное занятие. Многие велосипедисты, не пожелав впредь оставаться в тени своих более прославленных товарищей по команде, заканчивают карьеру и открывают кафе, которые затем становятся Меккой для их поклонников. Или их поклонники открывают кафе в их честь.
Постепенно проникаясь велоспортом, бельгийские пивоварни в последние годы стали усиливать свое присутствие в этом виде спорта.
Начиная с 1974 года, дорога Ауде Кваремонт в восточно-фламандском городе Клёйсберген, регулярно включается в маршрут «Тура Фландрии». За время гонки велосипедисты трижды преодолевают её невысокие холмы, каждый раз проезжая через небольшую деревушку Кваремонт. В местном кафе можно выпить пива Oude Kwaremont, сваренного De Brabandere (пивоварней прославившейся благодаря Petrus).
Комментировать