Українське пиво

Что будет с хмелем на россии в случае санкций?

Автор: Олег Пивнюк

Появляющиеся ежечасно новые санкции угрожают развитию пивоварения на России. В первую очередь, потенциальный запрет на поставку хмеля.Часть оборудования внутри страны делать уже научились, особенно для малых производств. Есть возможности замещения импорта по дрожжам, хоть и не для всех штаммов и блендов. Ну а русский солод уже давно не диковинка как на крупных, так и на крафтовых пивоварнях. А вот по хмелю Россия практически полностью зависит от импорта.

Мы решили разобраться, что будет, если основные поставщики хмеля — США и Евросоюз — решат прекратить поставки. Есть ли в мире другие источники этого ценного сырья?

Где мы берем хмель сейчас?

Объём поставок импортного хмеля на Россию постоянно растёт. По данным таможенной статистики, в 2018 году в страну ввезли 3 171 тонну хмеля (суммарно в виде цельных или дроблёных шишек, в порошкообразном виде, в форме гранул или лупулина). В 2019 году объём поставок составил уже 3 232 тонны. В 2020-м, несмотря на карантин, объём ввоза достиг 3 443 тонн, а в 2021-м импортировали уже 3 622 тонны. Откуда поступает этот хмель?

Возьмём 2020 год. Основным поставщиком была Германия, откуда ввезли 1 912 тонн. Из США поставили 337 тонн, из Чехии — 315 тонн. Кроме того, среди поставщиков были Соединённое Королевство, Словения, Бельгия, Франция, Польша, Австралия и Новая Зеландия, а также Украина, Беларусь и Китай.

На долю Австралии и Новой Зеландии, Беларуси и Китая в совокупности пришлось всего 650 тонн поставок, на долю Китая отдельно — 54 тонны, на долю Австралии и Новой Зеландии — 14 тонн (остальное предоставила Беларусь). Могут ли эти и другие страны мира закрыть спрос российских пивоваров на хмель?

Мировые производители хмеля

По данным отчёта BarthHaas за 2020 год, помимо США, стран ЕС, а также упомянутых выше Австралии, Новой Зеландии и Китая, хмель выращивают в Турции, Сербии, Аргентине, Японии и ЮАР, но объёмы, к сожалению, далеко не так высоки.

В 2020 году было собрано:

  • в Китае — 5 770 тонн хмеля,
  • в Австралии — 1 714 тонн,
  • в Новой Зеландии — 1 232 тонны,
  • в ЮАР — 706 тонн,
  • на России — 623 тонны,
  • в Аргентине — 266 тонн,
  • в Турции — 216 тонн,
  • в Японии — 187 тонн,
  • в Беларуси — 88 тонн,
  • в Сербии — 8 тонн.

Итого — 10 810 тонн. И речь здесь идёт о свежем хмеле — масса хмелепродуктов намного меньше. Большинство источников указывают, что масса высушенного хмеля составляет 20-23% от свежего.

В совокупности Россия и страны, которые пока не заявляли о жёстких санкциях, в год получили около 2 500 тонн хмелепродуктов, чего далеко не достаточно для закрытия потребностей российского рынка. И уж конечно у зарубежных стран есть другие партнёры, свои проблемы и свои пивные рынки.

Хмель в Китае

В частности, Китай — крупнейший мировой рынок, где производится примерно в 4,5 раза больше пива, чем на России. Если австралийский и новозеландский хмель широко знаком российским пивоварам, то о китайском хмелеводстве известно мало.

По данным BarthHaas, в стране 22 фермы, которые выращивают хмель в двух регионах — Синьцзян-Уйгурском районе и провинции Ганьсу. Большую часть — около 80% — занимают три сорта: горький Marco Polo, ароматный SA-1 и сорт двойного назначения Tsingtao Flower (потомок Cluster). Также выращивают горькие сорта TMA и Kirin Flower (он же Toyomidori, потомок Northern Brewer) и ароматный TMS.

За последний год площадь хмельников сократилась на 5%, снизилась и урожайность из-за неблагоприятной погоды в хмелеводческих регионах.

Хмель в ЮАР

В ЮАР — ещё одном нашем партнёре по БРИКС — основной объём хмеля выращивают фермы, доставшиеся AB InBev в результате слияния с SAB Miller. Хотя некоторым пивоварам удалось оценить такие сорта, как African Queen и Southern Passion, поставки хмеля на внешний рынок ограничены.

Хмель на России и Беларуси

На страны ЕАЭС в данном случае надежды нет — кроме России и Беларуси, хмельников нигде нет. Казахстан и Киргизия сами закупают хмель на Российской Чувашии.

В частности, в 2021 году Россия экспортировала 46,5 тонны чувашского хмеля. Это в 2,7 раза больше, чем за 2020 год. Всего же в 2021 году в Чувашии собрали 162,5 тонны хмеля, что на 12 процентов меньше, чем в 2020 году.

Помимо Чувашии, хмельники есть в Липецкой, Ивановской области, на Алтае и в других регионах, однако всё это, как правило, частные проекты пивоварен, которые экспериментируют с локальным сырьём, и о каком-то переходе на самообеспечение и импортозамещение в масштабах страны говорить рано.

Быстро же развернуть на России импортозамещающее производство хмеля не получится. В интернете часто можно встретить упоминания о том, что российский климат не подходит для хмелеводства. Но дело не в нем. Современные сельскохозяйственные технологии позволяют адаптировать к нашему климату большинство культур. Да и СССР и Российская империя выращивали хмель в достаточных количествах (и даже в тех регионах страны, которые сейчас с хмелеводством вообще не ассоциируются).

Первая основная проблема отечественного хмелеводства — нехватка качественного посадочного материала. Помимо привычных «Подвязного», «Московского» и «Истринского», есть еще десятки выведенных под российский климат ароматических и горьких хмелей, но варятся с ними разве что редкие экспериментальные партии, просто потому что они не выращиваются в промышленных масштабах. Вы когда-нибудь пили пиво, сваренное с хмелями «Флагман», «Факир» или «Фараон»? И мы нет, а такие сорта хмеля есть. Вся серия «на Ф» — это относительно современные сорта, выведенные отечественными селекционерами, но пока для них просто нет таких объемов посадочных материалов, чтобы выращивать их в более ли менее заметных масштабах.

Вторая основная проблема — изношенность техники. Хмелеводческая техника очень дорогая, сложная в обслуживании и не универсальная — ее нельзя использовать для выращивания других культур. Почти 30 лет российские хмелеводы дорабатывали остатки советского оборудования. Только в последние годы на рынке в единичных экземплярах появляется отечественная техника для хмелеводства.

И все это накладывается на то, что инвестиции в производство хмеля очень большие (шпалеры, проволока, саженцы), много рисков (те же болезни лозы), а первый вменяемый урожай нужно ждать несколько лет.

Сложившая ситуация, конечно, может дать толчок развитию нашего хмелеводства, но мы в любом случае не сможем в ближайшие годы заместить нашу потребность в импорте.

Что делать?

Даже если другие страны прекратят поставки напрямую, найдутся обходные пути — как это происходит с санкционными сырами и хамонами. Беларусь в 2018 году поставила на Россию 490,1 т хмелепродуктов, в 2019 — 523,6 т, в 2020 — 581,1, в 2021 — 485,5 т. Был ли среди этого объёма белорусский хмель, доподлинно неизвестно, но рискнём предположить, что его доля была небольшой.

Остаётся только надеяться, что поставщики хмеля, решив отрезать поставки, не отрежут их и для соседних стран. Например, российская таможня фиксирует поставки хмеля из Казахстана в Сибирь.

Комментировать

Последние новости