Длинные очереди, распиаренные релизы и завышенные цены? Нет, речь не о дропе Supreme , а о сером рынке редких сортов пива. Роб Эвелей в VICE рассказывает о том, как страсть фанатов превращается в сверхприбыли.
Погрузитесь в любую сферу, где есть фанаты и дефицит, и вы увидите возню спекулянтов. Будь то билеты на Уимблдонский турнир или кроссовки Yeezy, будьте уверены, кто-то обратит вашу страсть в чрезмерно завышенную прибыль.
С крафтовым пивом всё точно так же. Поклонение некоторым крафтовым пивоварням в Великобритании, континентальной Европе и США породило серый онлайн-рынок, на котором труднодоступными сортами пива меняются или продают их за суммы, в 50 раз превышающие исходную стоимость. Для некоторых пивоваров и их фанатов это стало настоящей головной болью.
Покопавшись в фейсбуке, можно отыскать десятки групп, посвящённых торговле пивом, в основном они базируются на территории США. Некоторые из них занимаются исключительно конкретными пивоварнями – Other Half Everything Club, к примеру, специализируется исключительно на продаже продукции нью-йоркской пивоварни Other Half, в её рядах насчитывается 7000 участников.
В Великобритании в подобных группах часто упоминается название Mills Brewing.
В крошечной деревушке Хэм на глостерширской равнине рядом с рекой Северн муж и жена Джен и Джонни Миллс собирают дикие дрожжи и эпизодически выпускают ограниченные партии кислого пива, выдержанного в бочках. В 2017 году, когда я управлял своим собственным пивным магазином, у нас было около 70 бутылок первого сорта Mills, Foxbic – это был своего рода гибрид пива и сидра, созданный в сотрудничестве с гениальным сидроделом Томом Оливером. Примерно по 10 фунтов за бутылку напиток разошелся за неделю.
Перенесемся на пару лет вперед, и вот уже Mills стала одной из лучших пивоварен Великобритании по версии Untappd. Напиток, сваренный Джен и Джонни настолько востребован, что Foxbic на вторичном рынке может уходить по 500 фунтов (более 40 тыс. рублей) за бутылку. Если бы я придержал всё пиво, которое у меня было, то сейчас бы у меня был бы запас, который оценивался бы в 35 тысяч фунтов (2,8 миллиона рублей). Что, само собой, сумасшествие.
— Я думаю, что это немыслимо – это же бутылка пива, – сказала мне Джейн, акцентируя внимание на том, что пивоварня не обращает внимания на торговые площадки и сайты перекупщиков. — Мы плохо представляем себе, что происходит, но нам иногда говорят о непомерно завышенной цене – и это вводит нас в замешательство. Я думаю, что из-за этого многие люди не могут попробовать нашу продукцию, и это печально, поскольку мы вкладываем так много времени, сил, мыслей и любви в это пиво, и хотим, чтобы оно досталось тому, кто заинтересован в самом напитке.
В США, где территория страны обширна, а различия между законами штатов затрудняют легальную дистрибьюцию и онлайн-продажу, спекуляция процветает уже на протяжении десятилетий. Многие крафтовые пивоварни вообще избегают дистрибьюции товара и реализуют всю свою продукцию напрямую потребителям, минуя посредников. Тысячи местных любителей пива шатаются по парковке пивоварни и ждут часами, чтобы заполучить свою добычу — а это может быть всего лишь шесть банок в одни руки.
Организация обмена с товарищем по увлечению, стоящим в такой же очереди на пивоварне за сто миль от вас — это сравнительно безобидный способ поставить галочку в списке сортов пива, которые хочется попробовать, и Beer Advocate — это одна из площадок, на которых можно провернуть такую сделку. Торговый форум здесь работает с 90-х годов, а десятки тысяч его страниц пестрят практически непостижимой стенографией аббревиатур, используемых трейдерами: ISO означает «в поисках»; IP означает торговлю «напрямую»; BBA обозначает, что пиво было выдержано в бочках из-под бурбона.
Но в последние годы одержимость европейских любителей американскими сортами в стиле New England IPA, пропитанными сочным хмелем, светящимися матовыми оттенками солнечного заката и невероятно инстаграмными, привела к буму трансатлантической торговли. Не менее высоким спросом пользуются ламбики производителей бельгийского региона Пайоттенланд.
Ламбик – это охраняемое ЕС название продукта, производимого всего девятью бельгийскими пивоварнями, а его относительная редкость в сочетании с почти мистическим методом производства, при котором применяются дикие дрожжи, содержащиеся в воздухе, уже давно вызывают у фанатов бешеный интерес. Трейдеры, набрасывающиеся на ламбик, произведенный Brasserie Cantillon, привели пивного писателя Джонни Гаррета, работавшего тогда в британском интернет-магазине Beer Merchants, к написанию взрывного поста в блоге под названием «Cantillon — не валюта».
— Огромное количество бутылок Cantillon, которое мы продавали на Beer Merchants, сразу же попадало в Instagram с целью перепродажи, поэтому мы опубликовали пост, в котором говорилось, что те, кто попадет под подозрение в спекуляции им, не сможет приобретать напиток. Мы тщательно это отслеживали, – сказал он в интервью для VICE. — На всех форумах у нас были шпионы, мы знали имена всех, кто использовал Cantillon для перепродажи в Америке – если они размещали заказ, мы его отменяли и по электронной почте направляли письмо с причинами отказа. Меня называли свиньей, но мне было плевать, я знал, что был прав.
В Брюсселе возмущенный владелец Cantillon Жан Ван Рой лимитировал продажу своих специальных релизов до одной коробки с шестью бутылками в одни руки – каждый клиент должен был сделать заказ онлайн и забрать его лично.
— Мы, конечно, понимаем, что онлайн-продажа не полностью искореняет спекуляцию нашим пивом, но мы склонны полагать, что положительный сдвиг есть, – заявил он в своей публикации в фейсбуке в ноябре. — Больше никаких приставаний возле пивоварни, никаких клиентов, которые не могут вспомнить названия сортов, которые их попросили купить, никаких клиентов, которые покупают, но не пьют, потому что пиво им не нравится.
Сорокалетний Сэм создал сайт My Beer Collectibles (MBC) в 2012 году, главным образом для того, чтобы разгрузить свою собственную коллекцию раритетов. Сайт стремительно развивался, и теперь на нем размещено более 1500 предложений от посредников. Причем с каждой совершаемой сделки Сэм получает комиссию. Супер-лимитированные выпуски, на сленге перекупщиков называемые «китами», могут стоить тысячи долларов. На сегодняшний день самой крупной сделкой на сайте была продажа бутылки имперского стаута O.W.K. производства американской компании Side Project. В сентябре напиток был продан за 5 тысяч долларов.
— На сайт людей притягивает простота, – поясняет Сэм. — На торгах нужно преодолеть весь путь переговоров, а на MBC цена фиксирована. Кликаешь и покупаешь товар, весь процесс занимает считанные минуты, вести переговоры ни с кем не нужно.
У MBC есть свои критики, но Сэм объясняет, что некоторым пивоварам идея нравится.
— Они рады, потому, что для них это возможность выйти в свет.
Ген Миллс добавляет, что трейдинг — это не всегда плохо.
— Если никто на этом не наживается, а пиво получит тот, кто хочет его выпить, тогда всё нормально. Круто узнавать о том, что в другом конце света группа людей продегустировала пиво.
Тридцатидвухлетний Майк из Сток-он-Трента торгует уже почти три года и говорит, что его хобби позволило ему попробовать сотни сортов, которые при других обстоятельствах попробовать в Британии было бы невозможно. Когда мы впервые заговорили с ним пару лет назад, он возил пиво в США около трех раз в месяц. Он маркировал свой багаж наклейкой «коллекционная стеклянная посуда», чтобы избежать проблем с таможней.
В 2016 году он основал на фейсбуке группу UK Beer Traders (UKBT). Количество участников группы стало расти и перевалило за 700 подписчиков. В этом сообществе он отыскал подлинную дружбу и попутчиков для путешествий. В 2018 году он запустил акцию, в которой пивоварни жертвовали пиво для аукциона, а вырученные деньги шли в Mustard Tree, манчестерский благотворительный фонд для бездомных.
— Теперь у нас есть небольшое сообщество единомышленников, готовых помочь друг другу, – говорит Майк. Те, кто часто ездит в США возят чемоданы, полные пива, чтобы поделиться им с другими членами клуба. — Да, в нашей группе есть те, кто отправляется за пивом в Cantillon, чтобы приобрести пиво для торговли, но я думаю, что они преимущественно стараются сотрудничать с теми, кто покупает напиток, чтобы насладиться его вкусом.
После разговора с Майком становится ясно, что он ввязался в это из-за своей любви к пиву. Он совершенно не заинтересован в том, чтобы наживаться на своих «сокровищах», хотя мог бы.
— Участники нашей группы потратили около года, торгуясь за действительно ценные выдержанные в бочке стауты, а затем организовали шеринг на выходных. Объёмы пива были просто сумасшедшими. На вторичном рынке за него можно было выручить около 20 тысяч фунтов (1,6 млн рублей). Это было чертовски здорово!
Сложно оспорить такой энтузиазм. Это демонстрирует, что, несмотря на все усилия таких пивоварен, как Cantillon, пивной трейдинг всё ещё живет.
Комментировать